ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ [acoustic (sonar) navigation systems] — гидроакустические системы, предназначенные для решения задач навигации надводных и подводных объектов (измерения вектора скорости, определения координат объекта в трехмерном водном пространстве, выработки рекомендаций по дальнейшему движению) с целью обеспечения безопасности плавания.
В гидроакустических навигационных системах входят навигационные эхолоты, гидроакустические лаги, системы с гидроакустическими маяками, обнаружители навигационных препятствий по курсу объекта, эхоледомеры, обнаружители ледовых разводий и др. Гидроакустические навигационные системы являются в основном автономными средствами, не требующими для своей работы внешнего оборудования. Практическое использование навигационных эхолотов началось в 30-е гг. 20 века, остальных гидроакустических навигационных систем — в 50-е—60-е гг. 20 века. В настоящее время гидроакустические навигационные системы широко комплексируются с другими навигационными средствами (гироскопическими, радионавигационными, спутниковыми, астрономическими). Наибольшее распространение получили гидроакустические лаги и системы с гидроакустическими маяками. Использование доплеровского гидроакустического лага позволяет значительно повысить точность счисления пути объектов, а также решить ряд специфических задач, таких, как обеспечение безопасной всепогодной навигации на стесненных акваториях, швартовка крупнотоннажного судна к морскому или стационарному причалам, удержание бурового судна в заданной точке на поверхности моря, измерение вертикальной составляющей вектора скорости глубоководного подводного аппарата и др.
Гидроакустические навигационные системы с донными гидроакустическими маяками определяют местоположение надводного или подводного объектов на оборудованной позиции в океане. Точность определения места, обеспечиваемая этими системами, при выполнении работ по поиску и добыче полезных ископаемых, поиску и подъему затонувших объектов, укладке трубопроводов и кабелей и др., не может быть достигнута с помощью других средств. Донные гидроакустические маяки долговременного действия используют для обозначения фарватеров, можно применять в перспективе для обозначения протяженных подводных (например трансарктических) маршрутов. В принципе с помощью донных гидроакустических маяков можнт быть создана в океане геодезическая сеть, аналогичная имеющейся на суше.
В связи с освоением Северного Ледовитого океана возрастает роль гидроакустических навигационных систем, обеспечивающих безопасность плавания подводных объектов во льдах. Для обнаружения подводных скал или айсбергов, расположенных по курсу движения объектов, используют гидролокационные станции, работающие в режиме непрерывного излучения частотно-модулиро- ванных сигналов.
Измерение толщины льда над объектом может быть обеспечено двухчастотной гидролокационной станцией с вертикально ориентированной ХН. По разности времен прихода высокочастотного и низкочастотного эхосигналов, отраженных от границ раздела вода — лед и лед — воздух соответственно, определяют толщину льда.
На различии в значениях коэффициентов обратного рассеяния звука от льда и свободной поверхности воды основано создание обнаружителей ледовых разводий. Наклон ХН обеспечивает необходимое упреждение обнаружения разводий.