Подводная лодка типа "Барс"


Наименование:

Подводная лодка типа "Барс"

Государство-разработчик:

Российская Федерация

Тип:

Подводные лодки до 1918 г.

Проектант:

И.Г. Бубнов

Вооружение:

Экземпляры проекта:

Описание:

Годы разработки поректа 1912-1913

Заводы-строители: "Ноблесснер", Балтийский

Годы вступления в строй: 1915-1917

Подводные лодки типа «Барс» или «Морж» для Балтийского моря строились в количестве 18 ед. по судостроительной программе «Спешного усиления Балтийского флота» в 1912 г.

Выбор типа подводной лодки для строительства был обусловлен жесткими временными и кредитными ограничениями. Оперативно-тактическое задание начали вырабатывать в январе 1912 г. Подводная лодка должна была иметь полнуюю скорость надводного хода 16 уз, подводного 11-12 уз, дальность плавания в надводном/подводном положении (при скорости, уз) 2 500 (10)/ /25-33 (11-12), два - четыре носовых трубчатых ТА, восемь ТА системы С.К. Джевецкого, осадку 3,66 м.

В заданиях, разработанных в бригаде подплава Балтфлота, были увеличены требования к скорости надводного хода - до 18 уз, дальности плавания - до 3 000(10), уменьшена до 10 уз скорость подводного хода, торпедное вооружение - два носовых и два кормовых трубчатых ТА, 10 ТА системы С.К. Джевецкого, осадка 4,28 м, запас плавучести 25%, время погружения 3 мин. Было выдвинуто требование установить водонепроницаемые переборки для обеспечения надводной непотопляемости. На основе этих заданий МГШ в марте 1912 г. разработал задание, в котором были снижены требования к надводной скорости - не менее 16 уз, увеличена подводная скорость до 12 уз и дальность подводного плавания - "25 миль (12 уз) + 46 миль экономическим ходом". Торпедное вооружение — двенадцать ТА системы С.К. Джевецкого и два носовых трубчатых ТА (затем число ТА С.К. Джевецкого уменьшено до восьми).

В резулъте технический совет ГУК в июне 1912 г. остановил выбор на лодках типа «Морж» конструкции И.Г. Бубнова. Поскольку выполнение всех требований МГШ должно было привести к увеличению водоизмещения до 900 т, технический совет решил ограничиться полной скоростью подводного хода 10 уз (в течение 3 ч) при обязательном увеличении надводной скорости до 18 уз. От установки водонепроницаемых переборок, признавая их необходимость, отказались из-за ограниченности кредитов. Проекты на основе подводной лодки «Морж» были заказаны Балтийскому заводу и обществу «Ноблесснер» и рассмотрены в августе 1912 г. Водоизмещение подводной лодки Балтийского завода 660 т, диаметр корпуса увеличен на 110 мм, метацент-рическая высота 1,2 м, на каждый вал предполагалась работа двух дизелей, запас водоизмещения - 8 т.

Проект подводной лодки ф.«Ноблесснер» (куда перешел работать И.Г. Бубнов): водоизмещение 650 т, за счет увеличения длины цилиндрической вставки на 0,915 м, что позволило «лучше разместить двигатели и каюты для личного состава», метацентрическая высота - 0,96 м. Проект «Ноблесснера» был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас водоизмещения до 1% от надводного.

Четыре ПЛ были заказаны заводу «Ноблесснер» (на момент заказа еще не построенному) и две ПЛ — Балтийскому заводу (все для Балтийского моря). Еще шесть, в той же пропорции, заказаны в начале 1913 г. В декабре 1913г. заказаны на тех же условиях шесть ПЛ для Сибирской флотилии.

Начало постройки первых ПЛ на Балтийском заводе июль - август 1913 г., плановые сроки готовности к испытаниям — лето 1915 г.

Начало постройки первых девяти ПЛ «Ноблесснера» — май-декабрь 1914 г., плановые сроки готовности к испытаниям 1915 г. (2 ед.), 1916 г. (6 ед.) и 1917 г. (1 ед.). Первые четыре ПЛ Балтийского завода: «Барс», «Вепрь», «Гепард» и «Волк» заложены в июле - сентябре 1913 г. Сданы флоту 25 июля, 3 сентября, 12 июля и 15 апреля 1915 г. соответственно.

Штатные дизели для головной ПЛ были заказаны ф.«Крупп» (Германия), для второй и третьей ПЛ - заводу ф.«Фельдзер» (Рига), а для четвертой ПЛ дизели должен был построить Балтийский завод по немецкой технологии. В связи с началом войны выполнение заказов было сорвано. Поэтому из-за отсутствия дизелей мощностью 1320 л.с. на этих ПЛ было установлено по два дизеля с канонерских лодок типа «Шквал» (Амурская флотилия) мощностью по 250 л.с. Максимальная надводная скорость «Барса» составила 9,7 уз, дальность плавания при этой скорости 3 065 миль. Время погружения 3 мин. На J1J1 «Волк» соответственно - 11, 15 уз, 2 400 миль и 2 мин 10 с.

В состав вооружения в 1915 г. была включена артиллерия: на «Барсе» и «Гепарде» испытана 37-мм пушка и съемные 7,62-мм пулеметы.

В сентябре 1915 г. морской министр утвердил решение об установке на каждой подводной лодке 1 х 57-мм АУ, 1 х 37-мм АУ и одного пулемета. Фактически этот состав был установлен только на «Барсе» и «Гепарде». «Вепрь», «Волк», «Тигр» и «Львица» получили по 2 х 57-мм АУ, а «Тигр» и «Львица» дополнительно по 37-мм орудию на изогнутой тумбе (масса ок. 128 кг). «Пантера», «Леопард» и «Рысь» получили по 1 х 75-мм и 1 х 57-мм орудию.

В декабре 1916 г. морской министр утвердил решение о вооружении 13 подводных лодок типа «Барс» с «нештатными дизелями» артиллерией в составе 1 х 75-мм, 1 х 57-мм, 1 х 7,62-мм орудий и пулемета. ПЛ «Змея» и «Кугуар» со штатными дизелями должны были получить 1 х 57-мм (носовое), 1 х 37-мм орудия и один пулемет. В 1920-е годы на оставшихся в строю «Барсах» все 57-мм орудия заменили на 75-мм.

Испытания головных ПЛ «Барс» и «Гепард» выявили ряд конструктивных недостатков: сильную вибрацию корпуса при работе главных двигателей, чрезмерно низкое расположение ТА системы С. К. Джевецкого, недостаточную прочность палубных цистерн, сильные демаскирующие фонтаны воды при погружении, медленное заполнение самотеком балластных цистерн, недостаточную жесткость крепления перископов. Доработка с учетом выявленных недостатков была начата с ПЛ «Вепрь», при этом диаметр кингстона на ПЛ Балтийского завода увеличен до 254 мм, а на ПЛ завода «Ноблесснер» — до 224 мм, изменена система отвода воздуха от вентиляционных клапанов концевых ЦГБ. На подводные лодки с нештатными дизелями поставлено вместо двух по четыре центробежных насоса производительностью по 900 м3 каждый, перенесены в ЦП посты управления носовыми и кормовыми ГР, установлено паровое отопление и приняты другие меры по улучшению условий обитаемости. ТА системы С.К. Джевецкого перенесены на верхнюю палубу, ниши для них заделаны. На «Барсе», «Гепарде» и«Веп-ре» это было сделано зимой1915/1916гг., на «Волке», «Тигре», «Львице» и «Пантере» в ходе достройки. На последующих ПЛ вырезов уже не было. В 1920-е годы ТА системы С.К. Джевецкого были сняты. Подводные якоря заменены более тяжелыми. Установлены деревянные кили для лежания на грунте.

Время погружения с 3 мин было доведено до 2 мин (на ПЛ «Рысь» и «Единорог» до 1 мин 27 с и 1 мин 40 с соответственно).

Официальная закладка ПЛ типа «Барс» на заводе «Ноблесснер» была произведена 3 июля 1914 г. («Львица», «Тигр», «Кугуар», «Леопард», «Пантера», «Рысь», «Тур», «Ягуар» для Балтийского флота, «Язь», «Угорь», «Ерш» и «Форель» для Сибирской флотилии). Так как завод «Ноблесснер» в г. Ревеле, задуманный как центр подводного кораблестроения, еще только строился, корпуса ПЛ «Львица», «Тигр», «Пантера» и «Кугуар» были изготовлены на Адмиралтейском заводе (С.-Петербург), а затем собраны в Ревеле.

Первые восемь ПЛ (от «Львицы» до «Ягуара» включительно) были спущены в 1915—1917 гг. и вступили в строй в период с апреля 1916 г. по октябрь 1917 г. ПЛ «Язь» достроена не была, в 1920-е годы разобрана на металл.

Строительство подводных лодок «Угорь», «Ерш» и «Форель» было передано Балтийскому заводу. «Угорь» был спущен в октябре 1916 г., вошел в строй весной 1917г. «Ерш» и «Форель» достраивались как минные заградители (см. раздел о подводных минных заградителях типа «Ерш»).

Кроме того, на Балтийском заводе летом 1915г. были заложены подводные лодки «Змея» и «Единорог» (первоначально ПЛ Сибирской флотилии), вступили в строй соответственно в марте 1917 г. и декабре 1916 г.

Дизели расчетной мощности (2 х 1320 л.с.) были установлены только на «Кугуаре» и «Змее». Достигнутая скорость полного надводного хода — 16,65 уз («Кугуар»). Дальность плавания надводная — 2 400 миль при скорости хода 11 уз. Дальности подводного хода этих ПЛ: 28,4 (8,6 уз) миль и 150 (2,35 уз) миль. На подводных лодках «Единорог» и «Угорь» были установлены дизели фирмы «Нью-Лондон» (2 х 420 л.с.).

Скорости полного хода «Единорога» (надводная/подводная) 12,5/7,7 уз. Дальности плавания - 2 600 (8,3 уз)/ /22(7,7 уз) мили.

По отзывам плавсостава, габариты штатных дизелей были слишком велики для отсеков подводной лодки типа «Барс», нормальное обслуживание было невозможно. Дизели фирмы «Нью-Лондон» были малонадежны. Дизели Коломенского завода по 250 л.с. каждый были надежны, обеспечивали большую дальность плавания, но оптимальный для этих дизелей шаг ГВ (1,1 м) был невыгоден для электромоторов, что в сочетании с дополнительными ограждениями рулей, артвооружением и прочим приводило к снижению скорости полного подводного хода.

По конструкции и устройству подводные лодки типа «Барс» отличались от подводных лодок типа «Морж» исполнением цистерн: уравнительная цистерна выполнялась в виде цилиндра, который кольцом охватывала «отрывная» цистерна, объем каждой из диффе-рентных цистерн был уменьшен до 2,5 т; пространство между двойными концевыми сферическими переборками разделялось горизонтальной переборкой на цистерны: дифферентную (верхняя) и пресной воды (нижняя). Метацентри-ческая высота в надводном/подводном положениях 0,12/0,18 (0,20) м.

Составлящие нагрузки (в процентах при штатных дизелях): корпус — 26,2, электромоторы — 5,5, АБ — 17,5, главные дизели - 12, краска, цемент, балласт — 6,8, прочие грузы - 4,1.

На подводной лодке «Ягуар» вместо торпедных аппаратов системы С.К. Джевецкого были установлены четыре торпедных аппарата завода «Г. А. Лесснер». Была сделана попытка дополнить вооружение подводной лодки минным оружием.

В J915 г. на подводной лодке «Вепрь» были смонтированы минные рельсы, однако при этом нарушалась дифферентовка, и устройство демонтировали.

На «Барсе», «Львице» и «Тигре» по бортам были установлены кронштейны с гнездами для восьми мин. Однако боевого применения эти устройства не получили.

На подводных лодках «Волк» и «Леопард» для обеспечения зарядки АБ на перископной глубине было осуществлено удлинение приемной (телескопической) трубы судовой вентиляции до уровня тумб перископов; на такую же высоту была поднята газоотводная труба от дизелей. Из-за малого сечения приемной трубы воздуха хватало только для работы одного дизеля.

На всех подводных лодках типа «Барс» был установлен радиотелеграф со съемной антенной. Зимой 1916/1917 годов на «Единороге» были испытаны складная мачта для радиосвязи английского образца и радиостанция мощностью 5 кВт. В 1916 г. получено 12 комплектов приборов подводной сигнализации системы Фессендена (США), установленных к сентябрю 1917 г. на ПЛ «Тигр», «Рысь», «Ягуар», «Пантера» и «Тур».

В 1917 г. на шести ПЛ установлено по пять комплектов пневматических ножниц для резки противолодочных сетей.

В первую мировую войну наибольших успехов добилась подводная лодка «Волк» — утопила четыре транспорта общей вместимостью 9 626 per. т. Подводная лодка «Пантера» в гражданскую войну потопила английский ЭМ «Витториа».
 

Источники: